gototopgototop

Главная страница Электрооборудование мотоцикла Обслуживание электрооборудования
Обслуживание электрооборудования
Устройство и техническое обслуживание мотоциклов - Электрооборудование мотоцикла
,

Системы электрооборудования современных мотоциклов требуют периодического осмотра и ТО.

Обслуживание электрооборудования мотоцикла

 

Обслуживание электрооборудования мотоцикла

1 — регулировка фары; 
2 — контроль состояния свечей; 

3 — очистка контактных колец генератора; 
4 — проверка плотности и уровня электролита в аккумуляторной батарее

Кислотные аккумуляторные батареи (кроме отдельного вида необслуживаемых батарей) нуждаются в периодическом осмотре и обслуживании: очистке полюсных наконечников от оксидов, поддержании уровня и плотности электролита. Уровень электролита определяют визуально, поскольку корпус батареи выполнен из прозрачного материала, на который нанесены две горизонтальные линии: минимального и максимального уровня. При пониженном уровне электролита в банки батареи доливают только дистиллированную воду. Для контроля плотности служит ареометр. Значения плотности электролита приведены ниже в табл. Плотность электролита для эксплуатации в различных климатических районах.

 

Измерение плотности электролита ареометром

Измерение плотности электролита ареометром

Плотность электролита для эксплуатации в различных климатических районах

 

Климатические районы (средняя месячная температура в январе)
Время года
Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3
Заливается при приведении в действие батареи
В полностью заряженной батарее
Очень холодный (–50…–30°С)
Зима/Лето
1,28
1,3
Холодный (–30…–15°С)
Круглый год
1,26
1,28
Умеренный (–15…–8°С)
То же
1.24
1,26
Жаркий сухой (–15… 4°С)
— " —
1,21
1,23
Теплый влажный (0… 4°С)
— " —
1,21
1,23

Допускаются отклонения плотности электролита от значений, указанных в таблице, на ±0,01 г/см3

При разряде плотность падает, значение плотности 1,10–1,12 г/см3 соответствует полностью разряженному аккумулятору. Заряжают аккумуляторную батарею специальным зарядным устройством током строго определенной величины. Подключать зарядное устройство следует так, чтобы наконечник провода « » был соединен с выводом « » батареи, а наконечник провода «—» с выводом «—». Современные устройство регулируют силу тока автоматически по мере заряда батареи. Если зарядное устройство не снабжено блоком регулирования, величину зарядного тока берут из инструкции или устанавливают приблизительно равной 1/20–1/10 от величины емкости батареи.

Новые аккумуляторные батареи поступают в продажу без электролита (сухозаряженные). В них следует залить электролит и дать постоять 20–30 минут. После этого следует измерить плотность и при необходимости подзарядить батарею. Электролит рекомендуется покупать готовый. Если его приготовляют самостоятельно, то вливают небольшими порциями концентрированную серную кислоту в дистиллированную воду (но не наоборот!), чтобы кислота не выплескивалась и получаемый раствор не перегревался. Плотность контролируют после охлаждения электролита до 25 °С. Для очистки поверхности батареи от следов электролита, их следует протереть тряпкой, смоченной содовым раствором, смыть водой и протереть сухой тряпкой.

При работе с электролитом следует соблюдать осторожность, не допуская попадания его капель на одежду и особенно на открытые части тела. При попадании электролита на кожу или в глаза их следует промыть большим количеством воды и обратиться к врачу.

Обслуживание генератора и электростартера заключается в очистке его от грязи и пыли, проверке крепления к корпусу и надежности контактных соединений. Если генератор имеет в своей конструкции щеточный узел, проверяют состояние щеток и их пружин. Измеряют высоту выступания щеток, визуально оценивают их рабочую поверхность: она не должна иметь сколы, а радиус кривизны должен соответствовать радиусу сопрягаемой поверхности ротора, щетки должны перемещаться в щеткодержателе без заеданий. Направляющие щеток очищают от угольной пыли (но не смазывают).

При окислении пластин (ламелей) коллектора или контактных колец их обезжиривают и аккуратно зачищают. У мотоциклов с генератором, выполненным в виде отдельного узла, при необходимости смазывают пластичной смазкой подшипники ротора.

Контактные реле-регуляторы включают реле обратного тока и регулятор напряжения. В них проверяют состояние контактов (в случае подгорания или окисления их следует зачистить), при необходимости регулируют специальным винтом усилие, создаваемое пружиной, и зазор между контактами. Современные электронные регуляторы напряжения не требуют обслуживания, кроме удаления грязи с их поверхности и проверки соединения проводов или разъемов.

Регулировка опережения зажигания в контактных батарейных системах («Ява-350»)

 

  Регулировка опережения зажигания в контактных батарейных системах («Ява-350»)Регулировка опережения зажигания в контактных батарейных системах («Ява-350»)Регулировка опережения зажигания в контактных батарейных системах («Ява-350»)

а — установка поршня в положение ВМТ; 
б — проверка щупом зазора в контактах прерывателя; 
в — проверка опережения зажигания с помощью тестера; 
1 — стержень, вставленный в свечное отверстие; 

2 — болт крепления ротора, за который проворачивают коленчатый вал; 
3 — разомкнутые контакты прерывателя; 
4 — щуп; 
5 — тестер, подключенный параллельно контактам прерывателя

Обслуживание контактных систем зажигания заключается в смазке оси кулачка и фильца, проверке состояния контактов, регулировке зазора между ними и проверке соответствия момента зажигания моменту, заданному инструкцией. При отсутствии подгорания или износа контактов устанавливают зазор между ними (согласно инструкции) при положении поршня в ВМТ такта сжатия. Затем проворачивают коленчатый вал в сторону, обратную рабочему направлению вращения, до тех пор, пока поршень не займет положение, при котором должна возникнуть искра. Величина опережения зажигания (по ходу поршня в мм) приведена в инструкции. Контролируют величину опускания поршня индикатором или другим измерительным приспособлением. В этот момент должно произойти размыкание контактов (при включенном зажигании контрольная лампа, соединенная параллельно контактам, загорится). На многих мотоциклах контроль момента зажигания проверяется автомобильным стробоскопом.

Установка момента зажигания с помощью стробоскопа («Днепр»)

 

 Установка момента зажигания с помощью стробоскопа («Днепр»)  Установка момента зажигания с помощью стробоскопа («Днепр»)

а — расположение стробоскопа напротив смотрового отверстия; 
б — увеличенное изображение смотрового отверстия; 
1 — смотровое отверстие; 

2 — стробоскоп; 
3 — метка опережения зажигания на маховике; 
4 — метка на картере

Бесконтактные системы зажигания не нуждаются в обслуживании, кроме очистки и проверки надежности крепления элементов. Момент зажигания устанавливают на неработающем двигателе, совмещая установочные метки на роторе и статоре.

Установка момента зажигания в бесконтактных электронных системах («Сова»)

 

Установка момента зажигания в бесконтактных электронных системах («Сова»)

1 — прорезь в статоре генератора; 
2 — метка на роторе

Электронный коммутатор обычно делают неразборным, его обслуживание сводится к очистке от пыли и проверке надежности соединения контактов и корпуса с «массой». Проверку работоспособности БСЗ («поиск искры») можно проводить только со свечой, имеющей надежный контакт с «массой». Иначе возможно перегорание коммутатора. Все работы с высоковольтными цепями систем зажигания следует проводить с соблюдением правил безопасности — высокое напряжение опасно для жизни!

К неисправностям свечи относятся пробой изолятора, образование нагара или нарушение зазора между электродами. Важной операцией при обслуживании системы зажигания любого типа является очистка электродов свечи и установка зазора между ними (согласно инструкции). По внешнему виду свечи можно определить правильность ее выбора и исправность двигателя. Слишком «холодная» свеча будет часто выходить из строя, а «горячая» может стать причиной калильного зажигания (работы двигателя при отключенной системе зажигания за счет воспламенения смеси от раскаленных деталей в камере сгорания) и прогорания поршня. Один раз в полгода или после пробега в 5–6 тыс. км следует осмотреть свечу и при необходимости отрегулировать зазор между электродами, а раз в год или после пробега 10–12 тыс. км заменить свечи на новые.

Диагностика свечи зажигания по внешнему виду

 

Диагностика свечи зажигания по внешнему виду Диагностика свечи зажигания по внешнему виду
 
  Диагностика свечи зажигания по внешнему видуДиагностика свечи зажигания по внешнему виду   
    
Диагностика свечи зажигания по внешнему видуДиагностика свечи зажигания по внешнему виду
Диагностика свечи зажигания по внешнему виду

а —тонкий слой светло-коричневого налета; 
б — матовая черная копоть; 
в — блестящий черный маслянистый нагар; 

г — толстый слой рыхлых отложений; 
д — отложения красного цвета; 
е, ж — оплавление, выгорание электродов, трещина на тепловом конусе изолятора или его разрушение (пояснения см. в таблице ниже)

Диагностика двигателя по состоянию свечи зажигания

 

Позиция на рисунке Вид нагара Возможная причина Сопутствующий признак Способ устранения
а Тонкий слой светло-серого или светло-коричневого налета Двигатель в исправном состоянии, свеча соответствует по калильному числу Расход топлива, моторного масла и токсичность отработавших газов соответствует нормам Очистить свечи от налета и при необходимости отрегулировать искровой зазор
б Матовая черная копоть Неправильная регулировка карбюратора или угла опережения зажигания Повышенный расход топлива, снижение мощности, неустойчивая работа на холостом ходу, затруднен пуск Отрегулировать систему питания и зажигания
Низкая компрессия, негерметичность клапанов или сильный износ цилиндро-поршневой группы   Отремонтировать двигатель
Загрязнение воздушного фильтра   Заменить воздушный фильтр
Неправильная установка искрового зазора   Отрегулировать искровой зазор
Трещина в изоляторе   Заменить свечу
Свеча «холодная» для данного двигателя   Заменить свечу на соответствующую по калильному числу
в Блестящий черный маслянистый нагар Попадание масла в камеру сгорания Повышенный расход масла, неустойчивая работа на холостом ходу, затруднен пуск Заменить маслосъемные колпачки впускных клапанов или поршневые
г Толстый слой рыхлых отложений Низкое качество бензина или моторного масла Перебои в работе двигателя, затруднен пуск Заменить топливо или моторное масло, промыть систему
д Отложения красного цвета Ненормированное применение железосодержащих присадок в бензине Перебои в работе двигателя, затруднен пуск Заменить топливо
е, ж Оплавление, выгорание электродов, трещина на тепловом конусе изолятора или его разрушение Свеча «горяча» для данного двигателя Перебои в работедвигателя, затруднен пуск Заменить свечу на соответствующую
Неисправность системы охлаждения Перегрев двигателя Устранить неисправность системы охлаждения
Велик угол опережения зажигания Перегрев двигателя, детонация Отрегулировать угол опережения зажигания
Применение низкооктанового топлива Перегрев двигателя, детонация Заменить топливо

Обслуживание приборов системы освещения и сигнализации сводится к поддержанию их в чистоте и проверке работоспособности. Перегоревшие лампы заменяют на новые. Регулировку света фары проводят на ровной площадке при включенном ближнем свете.

Регулировка ближнего света фары с асимметричным светораспределением

 

Регулировка ближнего света фары с асимметричным светораспределением

,,,,
 
© by VolgaMoto 2011-2013 г. Все права защищены. При копировании материалов, активная ссылка на источник.