gototopgototop

Главная страница Управление мотоциклом на бездорожье
Особенности управления трех- и четырехколесными мотоциклами
Основы управления мотоциклом - Управление мотоциклом на бездорожье

Особенности управления такими мотоциклами наиболее заметно проявляются на бездорожье. При подходе к повороту сбросьте «газ» и поворачивайте руль в сторону поворота. При этом перенесите вес тела на ногу, стоящую на внешней подножке, а сами повернитесь внутрь поворота. Верх туловища сместите к центру поворота. Поворот проходите, согласовывая прибавление «газа» и поворот руля. Тренируйтесь на открытых площадках без препятствий, начиная с малых скоростей. Помните, что на сухом грунте четырехколесный мотоцикл, в отличие от автомобиля, скорее перевернется, чем пойдет в занос. На скользком покрытии, если машину сносит, тренируйтесь перемещать тело вперед и назад. В первом случае улучшится управляемость, во втором — зацепление ведущих колес с грунтом (если мотоцикл не полноприводный).

 

При прохождении поворотов на четырехколесном (а, б) и трехколесном (в) мотоциклах следует наклонять тело к центру поворота

При прохождении поворотов на четырехколесном (а, б) и трехколесном (в) мотоциклах следует наклонять тело к центру поворота

При прохождении поворотов на четырехколесном (а, б) и трехколесном (в) мотоциклах следует наклонять тело к центру поворота

При прохождении поворотов на четырехколесном (а, б) и трехколесном (в) мотоциклах следует наклонять тело к центру поворота

Обучение вождению на подъемах и спусках начинайте с пологих холмов с хорошим (нескользким) грунтом и без «ловушек» на вершине. Поднимайтесь на пониженной передаче строго «в лоб», переместив тело вперед. Избегайте перегазовок в середине холма (они могут вызвать пробуксовку колес) и большой скорости в конце. Желательно вершину холма проходить без отрыва колес, по крайней мере в начале обучения. Если вы остановились посередине подъема, трогайтесь очень аккуратно, так как можно перевернуться вокруг задней оси. Также если машина начала катиться назад, не тормозите одним задним тормозом. Заглушите двигатель, поставьте мотоцикл на ручной тормоз и разверните мотоцикл вручную.

 

Наклоны тела при преодолении подъемов (а) и спусков (б) на четырехколесном мотоцикле

Наклоны тела при преодолении подъемов (а) и спусков (б) на четырехколесном мотоцикле

Наклоны тела при преодолении подъемов (а) и спусков (б) на четырехколесном мотоцикле

Траекторию спуска выбирайте, как и при подъеме, перпендикулярно холму. Оттянитесь как можно больше назад, поставьте пониженную передачу. Двигатель в этой ситуации должен обеспечивать большую часть тормозной силы. Если машина на передаче разгоняется, помогите тормозами, но только обоими — от одного переднего можно перевернуться. Главное, чтобы колеса не пошли на юз. Естественно, про «газ» на время забудьте.

Проезжая вдоль наклонной части холма, сместите тело к его вершине и будьте предельно осторожны: при наезде на скользкие участки и просто при неловком движении легко перевернуться. Также избегайте поворотов на наклонной поверхности, особенно скользкой.

 

Движение по косогору на четырехколесном мотоцикле

Движение по косогору на четырехколесном мотоцикле

Броды четырехколесные мотоциклы преодолевают глубиной до 0,3–0,4 м, при этом нужно быть уверенным, что под водой нет препятствий в виде камней, бревен или топкого грунта. По песчаным и илистым грунтам ехать следует плавно. Если неосторожным открытием «газа» вы зарыли мотоцикл и вдобавок утопили (двигатель заглох), то, чтобы его вытащить, потребуется в лучшем случае несколько человек, в худшем — трактор. На реках с быстрым течением следует поискать место с максимально широким бродом. Выехав на берег, обязательно просушите тормоза, нажав несколько раз на педаль (рычаг).

Большие препятствия в виде бревен или камней лучше объехать, даже если ради этого потребуется расчищать путь. Прыжки оправданы только после приобретения должного опыта только в компании вблизи от дома. В начале своей практики старайтесь не допускать заносов. Если сносит передние колеса, загрузите их наклоном корпуса и поверните руль в сторону заноса. При этом не следует тормозить или ускоряться. Во время тренировок управляемого заноса (а они крайне необходимы) избегайте продольных неровностей на трассе или изменения скользкости покрытия — мотоцикл может перевернуться.

И еще несколько советов:

  • не допускайте детей до 16 лет на «взрослые» машины —для них существуют специальные мотоциклы с двигателями до 90 см3;
  • избегайте перевозки пассажира: длинное сиденье предназначено не для двоих, а чтобы водителю было удобнее маневрировать. Это требование — не прихоть: у подавляющего большинства мотовездеходов нет дифференциала, а значит, при повороте одно из колес пробуксовывает. Когда (из-за пассажира) возрастает нагрузка, колесо становится тяжелее повернуть, особенно на твердом грунте;
  • выбирайте для езды на мотоцикле по бездорожью экипировку для мотокросса и эндуро: боты, костюм с защитой, очки, перчатки и, конечно, шлем;
  • не забудьте перед выездом проверить техническое состояние мотоцикла, особенно тормоза, состояние шин и давление воздуха в них;
  • не снимайте рук с руля, а ног с подножек. Начинающим противопоказаны прыжки, езда на задних колесах и «на боку»;
  • не теряйте бдительности при езде на незнакомых покрытиях (грунтах): камнях, песке, глине, по болоту. Только убедившись, что владеете ситуацией, можно увеличивать скорость.

 

 

 
Виды бездорожья и техника управления двухколесными мотоциклами
Основы управления мотоциклом - Управление мотоциклом на бездорожье

Виды бездорожья и техника управления двухколесными мотоциклами

Виды бездорожья и техника управления двухколесными мотоциклами

Грязь значительно усложняет езду по проселочным дорогам. Неудобства доставляет не столько грязь сама по себе, сколько колеи, выбитые в ней грузовыми автомобилями и тракторами.

Езда по межколейному участку (казалось бы, более сухому и ровному) чревата наездом на бревно или камень. Сама езда по колее не так уж страшна — но вот выехать из нее бывает непросто. Лучше всего ехать рядом с колеей, а при необходимости пересекать ее под возможно более прямым углом.

 

движение на мотоцикле по глубокой грязи лучше ехать сбоку от колеи

При движении по глубокой грязи лучше ехать сбоку от колеи

На дорогах с густой грязью она, забившись под крыло переднего колеса, стремится его блокировать (имеются в виду дорожные мотоциклы с нижним расположением крыла). В такой ситуации лучше ехать по более жидкой грязи и почаще заезжать в лужи. В критической ситуации переднее крыло приходится вообще снимать.

Сухой песок лучше объехать (если есть такая возможность). Проскакивать небольшие песчаные участки следует на высоких частотах вращения двигателя. При этом старайтесь не спускать ног с подножек, чтобы не терять скорость. Ехать можно, стоя на подножках или сидя, сместившись назад и поддерживая равновесие быстрым боковым смещением корпуса, отводом коленей в стороны. В общем, стиль езды должен быть агрессивным. В конце концов, песок — не самый плохой амортизатор при падениях.

 

на мотоцикле езда по песку осуществляется при повышеных частотах вращения коленчатого вала

Езда по песку осуществляется при повышеных частотах вращения коленчатого вала

Главное в езде по песку — тронуться с места. Об этом надо думать до остановки, выбирая площадку с растительностью или более плотным грунтом. Трогаясь, плавно отпускайте сцепление, чтобы не забуксовать (при этом можно помочь двигателю, отталкиваясь ногами).

Повороты на песке следует делать по возможно более пологой траектории. Если есть возможность, избегайте ехать по свежим следам другого мотоцикла. Лучше ехать по второй, не изрытой колее. Если песок в колее очень рыхлый, выходом может стать движение по целине вдоль колеи. Там более тряско, зато нет участков сплошного «голого» песка.

По сырому песку можно «газовать» достаточно смело и на высокой скорости. Поэтому если песчаная дорога идет недалеко от морского побережья или берега реки, держитесь ближе к воде. На севере России сообщение между поселками нередко проходит прямо по полосе отлива.

При езде по пересеченной местности рано или поздно встречаются водные преграды. Если поблизости нет моста, прежде всего вспомните народную мудрость о том, что надо делать, «не зная броду»...

Признаком того, что в этом месте действительно переезжают через водоем, служат подходящие к воде следы, пологие берега и большая ширина (относительно других мест) реки. Мелкая рябь на поверхности скорее всего свидетельствует о том, что глубина в этом месте небольшая. Однако будет лучше все же пройти брод пешком, а заодно найти участок с наиболее плотным дном. Ограничивают «бродоходимость» мотоцикла система зажигания, карбюратор и место забора воздуха в двигатель. Современные зарубежные эндуро имеют герметизированный генератор и воздухозаборник на уровне седла. Высоковольтная часть системы зажигания у них также достаточно водостойкая, поэтому можно смело переезжать броды глубиной до 0,5 м. Чтобы такой же брод переехать на российском «дорожнике» (или «Яве»), эти мотоциклы нужно специально готовить: герметизировать крышку картера, высоковольтные провода, катушку зажигания, дорабатывать воздушный фильтр, защищать карбюратор. Поэтому на этих мотоциклах не рекомендуется переезжать водоемы глубже 0,3–0,4 м. При необходимости перетащите мотоцикл с заглушенным двигателем и потом слейте воду из генератора и карбюратора.

 

преодоление на мотоцикле на бродах с быстрым течением лучше воспользоваться посторонней помощью

На бродах с быстрым течением лучше воспользоваться посторонней помощью

Коварной может оказаться речка, хотя и неглубокая, но с сильным течением. Пересекайте ее под как можно более острым углом, причем неважно — по течению или против него. Оказавшись в воде, не поддавайтесь искушению дать «газ» и побыстрее оказаться на другом берегу. Двигайтесь на первой передаче, слегка пробуксовывая сцеплением, поддерживайте повышенные частоты вращения двигателя. Оптимальная скорость 5–6 км/ч, чтобы сильно не разбрызгивать воду. При этом опытные водители вытягивают ноги вверх и в стороны вовсе не из боязни их промочить, а чтобы уменьшить образование волн.

Неровности не так уж страшны, если ехать не торопясь. Под любую кочку, яму или выбоину можно подобрать такую скорость, при которой подвески мотоцикла не будут срабатывать до удара и водитель с пассажиром не получат неприятных ощущений. Безопасную езду на больших скоростях по неровностям обеспечивают, помимо головы, руки и ноги. Когда мотоциклист стоит на подножках, ноги как бы увеличивают ход подвесок, дополнительно гася колебания и удары. Нужно стремиться, чтобы центр тяжести водителя (представьте его расположенным в середине живота) совершал вертикальные колебания с меньшей амплитудой и большим периодом и в противофазе. На практике это означает, что при наезде на кочку нужно присесть, а при попадании в яму — привстать.

Главный принцип езды по любой плохой дороге, изобилующей неровностями, — не допустить отрыва колес от земли. Если он все же произошел — это сигнал, что скорость слишком высока и ее надо снизить. Кто-то возразит: «В спорте гонщики все время прыгают». Да, это так, в мотокроссе гонщики значительную часть времени проводят в воздухе. Там соревнуются на замкнутой трассе, «облизывая» каждый трамплин десятки раз. И все равно, впервые попадая на незнакомую трассу, спортсмен едет очень аккуратно и осмотрительно. Наша же цель — не подготовка к соревнованиям, а безопасная езда в различных условиях, чаще всего незнакомых.

 

 


© by VolgaMoto 2011-2016 г. Все права защищены. При копировании материалов, активная ссылка на источник.