Главная страница Несущая система, ходовая часть, органы управления мотоцикла Устройство рамы мотоцикла, рамы и кузова бокового прицепа
Устройство рамы мотоцикла, рамы и кузова бокового прицепа
Устройство и техническое обслуживание мотоциклов - Несущая система, ходовая часть, органы управления

Рама мотоцикла служит основой, к которой крепятся основные агрегаты, узлы и детали: двигатель, трансмиссия, подвески с колесами, сиденье, облицовки, боковой прицеп. В передней части рамы расположена рулевая колонка, посредством которой рама соединяется с передним колесом и его подвеской. К нижней части рамы крепятся подножки для водителя и пассажира (обычно откидные обрезиненные), центральная подставка и боковой упор (на многих зарубежных мотоциклах устанавливается только боковой упор). Сзади с рамой стыкуется качающаяся вилка (маятник) с задним колесом и подвеской.

Рама мотоцикла

 

Рама мотоцикла

1 — рулевая колонка; 
2 — точка крепления маятника задней подвески колеса; 
3 — точка крепления амортизатора; 
4 — центральная подставка; 

5 — подножки для пассажира; 
6 — пластина крепления двигателя; 
7 — подножки для водителя; 
8 — боковой упор

Двигатель крепится к раме чаще всего жестко в двух точках – спереди и сзади. Встречаются конструкции с другим числом точек крепления, в том числе с упругими (резиновыми) элементами.

Основные виды мотоциклетных рам — одинарные, двойные (дуплексные), полудуплексные, хребтовые и диагональные.

Типы мотоциклетных рам

{module module Яндекс.Директ, в ТЕКСТ}

Типы мотоциклетных рам

а — одинарная; 
б — одинарная незамкнутая; 
в — двойная (дуплексная); 

г — хребтовая; 
д — диагональная; 
е — штампованная цельносварная (скутера)

Рамы также подразделяют на замкнутые (снизу) и открытые; к последнему виду относятся хребтовые и диагональные. У многих современных мотоциклов в задней части рамы устанавливается съемный подрамник, к которому крепятся сиденье и заднее крыло.

Диагональная рама с подрамником («БМВ-F650CS»)

{module module Яндекс.Директ, в ТЕКСТ}

Диагональная рама с подрамником («БМВ-F650CS»)

1 — рама; 

2 — подрамник

Изготавливают рамы из труб или профилей прямоугольного, овального или более сложного сечения. Материалом служит сталь (в том числе легированная термообработанная) и алюминиевые сплавы. Рамы всех российских мотоциклов (а также «Минска», «Днепра», «Явы») замкнутые, изготовлены из стальных цельнотянутых труб.

Рамы трехколесных мотоциклов часто имеют в своей основе рамы двухколесных моделей, но вместо маятника с задним колесом установлен специальный двухколесный модуль («ТМЗ-5.971», «Фермер»). У других МТС (грузовой мотороллер «Муравей») рама не взаимозаменяема с двухколесной моделью. Рама четырехколесного мотоцикла (ATV) имеет особую конструкцию.

Рама мотоцикла не должна иметь повреждений и деформаций, снижающих ее прочность и нарушающих взаимное расположение колес.

Боковой прицеп соединяется с рамой мотоцикла в четырех точках. Две точки внизу (спереди и сзади) имеют шарнирные цанговые зажимы. Губки цанги захватывают сферический наконечник, жестко прикрепленный к раме. При затягивании болта губки сходятся и фиксируют зажим. Заднее нижнее крепление выполнено в виде коленчатого рычага.

Рама мотоцикла с коляской («Урал ИМЗ-8.103-10»)

{module module Яндекс.Директ, в ТЕКСТ}

Рама мотоцикла с коляской («Урал ИМЗ-8.103-10»)

1 — рама мотоцикла; 
2,7 — регулировочные тяги (стойки) крепления рамы; 
3,6 — цанговые нижние крепления рамы коляски; 

4 — рама коляски; 
5 — коленчатый рычаг

При отпущенных стяжных болтах рычаг можно поворачивать и выдвигать в боковом направлении, что позволяет регулировать угол схождения колеса бокового прицепа. Другой параметр — угол развала колеса — устанавливается с помощью двух регулируемых по длине тяг (стоек), являющихся также третьей и четвертой точками крепления бокового прицепа к раме мотоцикла. Вопросы установки на МТС бокового прицепа или его отсоединения решаются ГИБДД в соответствии с указаниями завода-изготовителя мотоцикла. Так, например, не допускается самовольное отсоединение бокового прицепа от мотоциклов «Урал» и «Днепр» прошлых лет выпуска.

Установочные углы развала (а) и схождения (б) колес мотоцикла с коляской

{module module Яндекс.Директ, в ТЕКСТ}

Установочные углы развала (а) и схождения (б) колес мотоцикла с коляской

На раму бокового прицепа устанавливают пассажирскую коляску, либо грузовой кузов. Спереди коляска крепится к раме двумя скобами с резиновыми подушками. Сзади применяют также резиновые подушки или пружины. В коляске расположено сиденье для одного пассажира (не считая детей до 12-летнего возраста). Кроме того, коляска оборудуется ручкой для пассажира и упором для его ног (часто откидным). Перевозка пассажиров в грузовом кузове запрещена ПДД.

 

 
© by VolgaMoto 2011-2016 г. Все права защищены. При копировании материалов, активная ссылка на источник.