Главная страница Несущая система, ходовая часть, органы управления мотоцикла Расположение, устройство и работа органов управления и контрольных приборов
Расположение, устройство и работа органов управления и контрольных приборов
Устройство и техническое обслуживание мотоциклов - Несущая система, ходовая часть, органы управления

К органам управления относят руль, рычаги и педали управления мотоциклом, а также электрические кнопки и переключатели.

Органы управления и контрольные приборы мотоцикла «Урал-Волк»

 

Органы управления и контрольные приборы мотоцикла «Урал-Волк»

1 — спидометр с одометром; 
2 — контрольная лампа указателей поворотов; 
3 — кнопка сброса показаний шкалы суточного пробега одометра; 
4 — лампа включения нейтрали КП; 
5 — рычаг управления передним тормозом; 
6 — рукоятка управления дроссельными заслонками карбюраторов (ручка «газа»); 
7 — аварийный выключатель («стоп») двигателя; 
8 — переключатель «день–ночь» (клавиша включения света); 
9 — кнопка включения электростартера; 
10 — педаль привода заднего тормоза; 
11 — рычаг включения нейтрали; 

12 — рычаг кик-стартера; 
13 — рычаг переключения передач; 
14 — кнопка звукового сигнала; 
15 — переключатель указателей поворотов; 
16 — переключатель света (дальний/ближний); 
17 — рычаг управления сцеплением; 
18 — рулевой демпфер; 
19 — контрольная лампа включения дальнего света; 
20 — замок зажигания; 
21 — контрольная лампа работы генератора

Руль (стальной, реже – из алюминиевых сплавов) крепится к верхнему мостику (траверсе) передней вилки. Для снижения вибраций, передаваемых водителю от двигателя и неровностей дороги, крепление руля часто осуществляют через резиновые втулки (сайлент-блоки).

Расположение органов управления на руле у всех мотоциклов идентично: справа – поворотная ручка управления дроссельной заслонкой карбюратора (ручка «газа») и рычаг переднего тормоза, слева — рычаг сцепления. У некоторых мотоциклов также на руле устанавливают рычаг привода декомпрессора, поворотный рычаг (манетку) обогатителя. На руле расположены кнопки и переключатели электросистемы: справа — выключатель света, кнопка электростартера (если он есть) и аварийный выключатель двигателя; слева — переключатель указателей поворотов и света фары (дальний — ближний) с кнопкой звукового сигнала.

Привод сцепления может быть механический (тросом) или гидравлический. Конструкция последнего схожа с гидравлическим приводом тормозов.
{module module Яндекс.Директ, в ТЕКСТ}  

Рукоятка управления дроссельной заслонкой карбюратора бывает катушечного (редко — ползункового) типа. От нее к карбюратору идет трос. У двухцилиндровых мотоциклов с двумя карбюраторами («Урал», «Днепр») используют два троса. В конструкциях с большим числом карбюраторов и дроссельными заслонками поворотного типа используют один трос, который поворачивает общую ось заслонок. В других конструкциях используют два троса: один открывает заслонки, второй их принудительно закрывает. В двухтактных двигателях с системой раздельной смазки имеется делитель тросов — один приводит дроссельную заслонку, второй управляет дозатором системы смазки.

Рычаги управления тормозом и сцеплением выполняют из алюминиевого сплава, на концах они имеют травмобезопасные шарики. Крепятся рычаги к рулю посредством приваренных кронштейнов или хомутов; у некоторых мотоциклов имеется возможность регулировки положения рычага относительно руля.

На некоторые мотоциклы устанавливают рулевые демпферы, увеличивающие сопротивление повороту руля при резких ударах (на неровностях или больших скоростях).По конструкции демпферы разделяют на фрикционные и гидравлические. Фрикционные демпферы устанавливают на мотоциклы «Урал» и «Днепр» с боковыми прицепами; они имеют регулировку сопротивления повороту руля. Принцип работы гидравлических демпферов основан на сопротивлении перетеканию жидкости через малые отверстия (как у гидравлических амортизаторов).

Декомпрессор — специальный клапан, сообщающий объем камеры сгорания с атмосферой, — приводится тросом, соединенным с рычажком на руле. Некоторые зарубежные мотоциклы имеют механизм автоматического включения декомпрессора при пуске двигателя кик-стартером.

Манетка обогатителя (рычаг топливного корректора) связывает тросом рычажок на руле с системой обогащения смеси в карбюраторе. Этой системой пользуются при пуске холодного двигателя или при увеличении нагрузки, когда требуется более богатая смесь. У многих мотоциклов пусковой обогатитель включается рычажком, установленным непосредственно на карбюраторе.

Под правой ногой водителя расположена педаль заднего тормоза; на трех- и четырехколесных мотоциклах обычно здесь же расположен фиксатор педали, который выполняет роль стояночного тормоза. Рычаг ножного пуска двигателя (кик-стартер) может располагаться как справа (все зарубежные мотоциклы), так и слева.

Рычаг переключения передач расположен с левой стороны двигателя (коробки передач). Порядок включения передач на всех мотоциклах стандартизован: первая передача — рычаг вниз, все остальные — вверх. Механизм переключения устроен так, что для включения каждой передачи водитель нажимает рычаг переключения до упора. Только включение нейтральной передачи (при которой двигатель разобщен от трансмиссии) требует «половинного» перемещения рычага. Современные зарубежные мотоциклы имеют 5 передач (реже — 6) и одну нейтральную (между первой и второй передачами). Российские (а также чешские, украинские и белорусские) — 4 передачи.

Некоторые круизеры, для придания специфической посадки водителю, нередко имеют вторые подножки перед основными. Там устанавливают педали-дублеры привода заднего тормоза и переключения передач.

{module module Яндекс.Директ, в ТЕКСТ}

Педали-дублеры привода заднего тормоза и переключения передач («Урал-Волк»)

Педали-дублеры привода заднего тормоза и переключения передач («Урал-Волк»)

Мотоциклы (скутеры) с автоматической трансмиссией (вариатором) не имеют рычага управления сцеплением, а рычаг с левой стороны руля приводит в действие задний тормоз. У мотоциклов, в КП которых предусмотрена передача заднего хода, для его включения (рукой) устанавливают отдельный рычаг («Урал», «Днепр»). На зарубежных мотоциклах с большой массой для движения назад используется электростартер и специальная передача.

Контрольные приборы располагаются на приборной панели в зоне видимости водителя. К ним относятся спидометр, тахометр, указатели температуры охлаждающей жидкости (масла), количества топлива, заряда аккумуляторной батареи. Кроме того, контрольные лампы сигнализируют о разряде батареи, низком давлении масла или недостаточном его количестве, включенных дальнем свете фары, нейтральной передаче в КП, указателях поворотов.

Спидометр — прибор для индикации скорости движения мотоцикла. Он состоит из двух узлов — указателя скорости и счетчика пройденного пути (одометра).

Механический спидометр

{module module Яндекс.Директ, в ТЕКСТ}

Механический спидометр

1 — стрелка; 
2 — шкала; 
3 — привод счетчика (одометра); 
4 — вал стрелки; 
5 — спиральная пружина; 
6 — картушка; 
7 — вал привода одометра; 
8 — постоянный магнит; 
9 — приводной вал; 
10 — валик привода спидометра

Привод механического спидометра осуществляется гибким валиком (тросом) от переднего колеса мотоцикла либо от вторичного вала КП. Механизм указателя скорости преобразует частоту вращения вала в отклонение стрелки. Основу конструкции спидометра составляет постоянный магнит, вращающийся вместе с валом. Магнит охватывает картушка, на оси которой закреплена стрелка со спиральной возвратной пружиной. При вращении магнита его поле воздействует на картушку, увлекая ее в сторону вращения магнита. Вращению картушки препятствует пружина, поэтому картушка может только поворачиваться на угол, пропорциональный частоте вращения приводного вала, а значит — скорости мотоцикла. Счетный узел спидометра приводится также от вращающегося вала через червячную передачу. Он состоит из ряда барабанчиков с нанесенными на них цифрами от 0 до 9. Многие мотоциклы имеют две шкалы одометра: показания одной соответствуют общему пробегу мотоцикла, а показания второй могут сбрасываться на нуль водителем.

Тахометр указывает частоту вращения коленчатого вала двигателя. Механический тахометр устроен аналогично скоростному узлу спидометра и приводится в действие гибким валиком от коленчатого или распределительного вала двигателя.

В электронных приборах частоту вращения колеса или коленчатого вала двигателя определяют особые датчики, сигнал от которых преобразуется электронной схемой. Многие современные мотоциклы имеют панель приборов, выполненную на жидких кристаллах.

{module module Яндекс.Директ, в ТЕКСТ}

Панель приборов с использованием жидкокристаллического дисплея

Панель приборов с использованием жидкокристаллического дисплея 

 
© by VolgaMoto 2011-2016 г. Все права защищены. При копировании материалов, активная ссылка на источник.