gototopgototop

Главная страница Несущая система, ходовая часть, органы управления мотоцикла Обслуживание несущей системы, ходовой части и органов управления
Обслуживание несущей системы, ходовой части и органов управления
Устройство и техническое обслуживание мотоциклов - Несущая система, ходовая часть, органы управления
,

Работы по ТО обычно проводятся с регулярностью, указанной в инструкции, а также в начале и конце сезона.

Обслуживание ходовой части мотоцикла («Иж-Юпитер-5-01»)

 

Обслуживание ходовой части мотоцикла («Иж-Юпитер-5-01»)

1 — очистка и замена колодок переднего тормоза; 
2 — замена масла в передней вилке; 
3 — смазка и регулировка подшипников рулевой колонки; 
4 — смазка оси маятника; 

5 — замена масла в задних амортизаторах; 
6 — контроль натяжения спиц; 
7 — очистка и замена колодок заднего тормоза

При осмотре рамы мотоцикла, рамы и кузова бокового прицепа выявляются деформации и повреждения. Геометрия рамы должна обеспечивать установку переднего и заднего колес строго в одной плоскости. При отклонениях дефектные детали заменяют на новые или ремонтируют в условиях специализированных мастерских.

Состояние передней подвески оценивается работой амортизаторов: при резких нажатиях на руль (с заторможенным передним колесом) должно чувствоваться сопротивление раскачке.

Нормальная работа вилки зависит от количества и вязкости амортизаторной жидкости, состояния сальников, износа направляющих и поршня, целостности клапанов. При изношенных (поврежденных) сальниках вилки из нее вытекает масло, что недопустимо. Также на рабочей поверхности подвижных труб вилки не должно быть царапин и забоев. Не допускается люфт в направляющих — его выявляют при вывешенном переднем колесе, покачивая руками нижние части подвижных труб.

Аналогично оценивается состояние задней подвески. При вывешенном заднем колесе проверяют (взявшись руками за концы маятника) люфт в соединении маятника с рамой, а также в шарнирах системы рычагов моноподвески (если такая система установлена). Обслуживание деталей задней подвески заключается в замене смазки в сочленениях — для этого у многих мотоциклов установлены пресс-масленки. Раз в сезон меняют жидкость в вилке и амортизаторах (если это предусмотрено инструкцией).

У спицованных колес все спицы должны быть натянуты равномерно. Проверяется натяжение легкими ударами небольшого гаечного ключа по серединам спиц — правильно натянутые должны «звучать» звонко. При необходимости вращением ниппелей ряда спиц (откручиванием одних и закручиванием других) устраняется радиальное и осевое биение (оно не должно превышать 1,5–2 мм по ободу). У литых колес недопустимы трещины и помятости обода — при их обнаружении колесо следует заменить. Сварка литых колес не допускается.

Подшипники ступиц колес следует смазывать пластичной смазкой (если это предусмотрено инструкцией) и регулярно проверять люфт — он не должен превышать 2 мм по ободу.

Тип и размер шин должны соответствовать указаниям инструкции. Их состояние определяется визуально; эксплуатировать шины с дефектами не допускается. Предельная остаточная высота протектора мотоциклетных шин (по требованиям ПДД) — 0,8 мм. Давление в шинах должно соответствовать инструкции и меняться с увеличением нагрузки.

У мотоцикла с боковым прицепом проверяют рекомендованные заводом-изготовителем углы развала и схожденияколеса бокового прицепа. При необходимости эти углы регулируют. Не допускается люфт в точках крепления бокового прицепа к раме мотоцикла.

Осматривая рулевое управление, особое внимание уделяют подшипникам рулевой колонки. Их состояние проверяют (при вывешенном переднем колесе и отключенном рулевом демпфере), покачивая руками нижние части подвижных труб вилки. Не допускается заедание подшипников в любом положении руля, а также их люфт. Труба руля не должна иметь деформаций и трещин.

Оболочки тросов приводов сцепления, тормозов и дроссельной заслонки должны иметь свободный ход 1–2 мм. Если привод механический (тросом), то этот трос должен перемещаться в оболочке без заеданий и легко возвращаться назад при снятии усилия. Для этого тросы, оси педалей и рычагов привода тормоза периодически смазывают.

Смазка деталей барабанного тормоза

Смазка деталей барабанного тормоза

а — смазка троса с помощью воронки; 
б — смазка троса с помощью специальной струбцины из аэрозольного бал лона; 
в — места смазки тормоза; 
1 — воронка; 

2 — аэрозольный баллон со смазкой; 
3 — струбцина; 
4 — опора колодок; 
5 — кулачок и ось рычага

Оценивая работоспособность гидравлического привода тормозов и сцепления, следят за состоянием шлангов (не должно быть потертостей и порезов), их соединением с цилиндрами (не должно быть подтекания жидкости), а также уровнем тормозной жидкости. Для контроля уровня жидкости в бачке переднего тормоза имеется специальный глазок; бачок заднего тормоза обычно изготовлен из прозрачного материала. Жидкость доливают строго того же типа, какой был залит ранее согласно указаниям инструкции. Через каждые 20 тыс. км или раз в два года тормозную жидкость заменяют. При «провале» рычага (педали) тормоза с гидравлическим приводом систему прокачивают, удаляя воздух.

Обслуживание гидравлического привода тормоза

Обслуживание гидравлического привода тормоза Обслуживание гидравлического привода тормоза

а — главного тормозного цилиндра на руле; 
б — рабочего цилиндра (прокачка); 
1 — бачок с тормозной жидкостью; 
2 — глазок–указатель уровня жидкости; 

3 — регулировочный винт; 
4 — прокачной штуцер; 
5 — трубка, одетая на прокачной штуцер; 
6 — вспомогательная емкость с тормозной жидкостью

Неисправности барабанных тормозов заключаются в снижении их эффективности из-за загрязнения (замасливания) поверхностей колодок и барабана, износа накладок колодок и повышенного трения деталей в приводе (троса в оболочке, оси педали ножного тормоза и оси разжимного кулачка). Степень износа накладок колодок определяется положением стрелки (флажка) индикатора износа, закрепленной на оси разжимного кулачка. Стрелка при нажатом рычаге тормоза не должна выходить из зоны допустимого износа. В двухкулачковых тормозах, кроме того, проверяют синхронность срабатывания колодок, и при необходимости регулируют их привод. Замасленные (но не изношенные до предела) накладки очищают механическим способом с помощью наждачной шкурки или напильника. После очистки (замены) колодок тормоза не сразу приобретают нормальную эффективность, требуется некоторый пробег для приработки накладок к барабану.

В дисковых тормозах толщину изношенного фрикционного слоя можно оценить без разборки тормоза; ее минимальная величина равна 1–1,5 мм. Также в дисковых тормозах проверяют состояние диска (наличие рисок, биение) и его толщину; значение минимальной толщины диска приведено в инструкции и обычно выбито на его поверхности. Очистку рабочего цилиндра от пыли и продуктов износа желательно производить специальными очистителями тормозов или нелетучими растворителями. Смазывать поверхность рабочего цилиндра (под пыльником) следует только тормозной жидкостью. После замены колодок перед выездом нужно обязательно нажать несколько раз рычаг (педаль) тормоза, чтобы колодки выбрали зазоры (самоустановились).

 


,,,,
 
© by VolgaMoto 2011-2016 г. Все права защищены. При копировании материалов, активная ссылка на источник.